Сценарий фильма, написанный М.Иогансоном и Ю.Юртыком, был настолько переработан режиссером, что авторы демонстративно отреклись от картины. В ней не было сюжета в общепринятом смысле слова. Это были фрагменты из тысячелетней истории Украины. Тут были эпизоды из многовековой борьбы украинского крестьянства с польской шляхтой, и воспоминания о варягах, и гайдамацкая вольница, и мировая война 1914—1918 годов, и Октябрьская революция, и петлюровская контрреволюция, и белоукраинская эмиграция. Фрагменты были объеденены символической фигурой дида (артист Н.Надемский) с белой как лунь бородой, в вышитой полотняной рубахе и широких домотканных штанах. Простодушный и хитроватый, дид проходил, не меняясь, через все эпизоды, олицетворяя собой вековое украинское крестьянство. Многие столетия лелеет дид мечту о счастье — о заколдованном кладе, закопанном в Звенигоре. Но счастье не дается в руки: не пускает «нечистая сила». Вот-вот добирается дид до заветного клада, но только прикоснулся к нему, как драгоценные золотые кубки превращаются в груду глиняных черепков. У дида — два внука. Один — хороший, работящий парень Тимошь (С.Свашенко). Второй Павло (А.Подорожный), шалопай и бездельник, позже петлюровец и бандит. Дид не знает, за кем из двух идти, с кем мужичья правда. Вначале он поддается на уговоры внука-петлюровца и глухой осенней ночью подкладывает под рельсы динамит. Но в последний момент дида берет раздумье, он отказывается от диверсии и сам подает сигнал, чтобы предупредить машиниста об опасности. Поезд останавливается, и выскочившие из него пассажиры берут дида с собой. Композиционная рыхлость «Звенигоры», перегрузка большим и малоизвестным зрителю историческим материалом, сложные образы — символы — все это делало фильм малопонятным зрителю, и он быстро сошел с экранов. Но он показал, что в лице Довженко в советскую кинематографию вошел большой художник с яркой творческой индивидуальностью