"Мертвый дом" / 1932
"Мертвый дом" - второй звуковой фильм в советском кино. Режиссера, как человека театральной культуры, прежде всего, привлекла возможность поработать на экране со словом. Он говорил, что звук дал кинематографу "возможность развертывать зрелище не вширь, а вглубь", что он "не столько расширил тематику, сколько углубил ее". Федоров считал, что "зрительный образ должен обострять содержание звука", стремился к внутренней диалектике "слово-движение", знакомой ему по театру.
В 1931 году исполнялось пятьдесят лет со дня смерти писателя Ф. М. Достоевского. К этой дате был приурочен фильм по литературному сценарию Виктора Шкловского. Писатель задумал кольцевую композицию, построенную в виде воспоминаний и ориентированную на возможности немого кино. Для себя в будущей картине он предусмотрел роль Петрашевского, руководителя революционного кружка.
В процессе работы Федоров сохранил сюжетную канву сценариста, но в постановочном сценарии дал свою трактовку основной темы. Главная идея фильма у Шкловского заключалась в показе Достоевского как революционера. Федоров был против такой трактовки. Он считал, что Достоевский - человек, психически сломленный царским режимом. Атмосфера огромного "мертвого дома" - николаевской России - заставляет писателя отказаться от идей социализма и вступить на путь религиозной проповеди. Этой концепции Федоров, вместе с опытнейшим художником кино Владимиром Егоровым, подчинил весь изобразительный строй фильма.
Роль Достоевского сыграл один из крупнейших актеров МХАТа Николай Хмелев. В нем сочетались и талант, и сценическая культура, и оригинальная, легко поддающаяся трансформации, внешность.
Премьера состоялась 9 апреля 1932 года. Фильм имел успех у зрителей и долго продержался на экране.
Режиссер:
Василий Федоров
В ролях:
Николай Хмелев, Николай Подгорный, Николай Витовтов, Николай Радин, Владимир Белокуров, Василий Ковригин, Георгий Сочевко, Г. Кузнецов, Владимир Уральский, Виктор Шкловский