Год выпуска: 1938-1939
Жанр: Киноповесть, драма
Выпущено: СССР, Союздетфильм
Режиссер: Марк Донской
В ролях: Алексей Лярский, Михаил Трояновский, Варвара Массалитинова, Елизавета Алексеева (I), Василий Новиков, Даниил Сагал, Александр Жуков, Игорь Смирнов, Владимир Маслацов, Иван Кудрявцев, Фёдор Селезнев, Николай Плотников, Иван Чувелев, Николай Вальберт, Степан Каюков, Николай Дорохин, Павел Шпрингфельд, Фёдор Одиноков, Владимир Марута, Александр Грузинский, Ирина Федотова, Дарья Зеркалова, Валентина Данчева
О фильме: О Максиме Горьком на Западе знали как о русском, долго жившем на Капри. О Марке Донском — как об авторе гениальной трилогии «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты». Режиссёр, всю жизнь с огромным пиететом относившийся к каждой строчке повсеместно цитируемого писателя, сделал фильмы о Горьком цитатой из собственной жизни. И даже Алёша Пешков нечаянно оказался портретно схож с Донским — ребёнком, подростком, юношей. Хотя какие случайности в кино — «организованном потоке жизни». В распахнутых глазах Лёши Лярского (Пешков в детстве и отрочестве) — дорога от ярмарочного балагана в «чисто поле» мимо церквей, смертей да пьяных драк. А потом вниз по Волге-матушке, и только берега, листва золотится куполами, люди добрые да люди злые. Взгляд скользит, не задерживаясь, ребёнок не способен выбрать, он всеяден и готов только к одному — жить! А способен только к тому, чтобы выжить! Коли секут — зажмурь глаза и укуси дедову руку. Трилогия Марка Донского была произведением уникальным в кинематографе 1930-х годов. Пожалуй, ни в одном другом фильме экран не поднимался так пронзительно до такой жестокой беспощадной правды изображения русской дореволюционной жизни. Дореволюционная история России предстала в обыденном течении времени: не герои исторических фильмов, не полководцы, былинные молодцы и благостные старцы, а реальные люди — околоточные, студенты, босяки, мастеровые, дворники, прачки — заселили экран. Донского упрекали в натурализме, но «правда выше жалости»; он показал всё так, как это было написано Горьким, и мера этой правды была необычной для экрана 1930-годов. Трилогия вошла в золотой фонд мирового реалистического киноискусства. Роль Лёши Пешкова — единственная работа в кино актёра Алексея Лярского, погибшего 15 февраля 1943 года под Ленинградом.
Просмотры на YouTube: 3 044